Рынок государственных ценных бумаг и роль НБУ

1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕНЫХ БУМАГ.

 

 

1.1    ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

 

 

В общем виде ценная бумага представляет собой документ, который отражает связанные с ним права собственности на имущество или на получение дохода. По своей экономической природе цен­ные бумаги делятся на ценные бумаги, выражающие отношения со­владения (акции) и называемые долевыми; ценные бумаги, свиде­тельствующие о кредитных отношениях (облигации, казначейские векселя, ноты и др.), т. е. долговые; производные фондовые ценнос­ти (опционы, финансовые фьючерсы и др.).

Государственные долговые обязательства, исходя из тех задач, которые они решают, занимают важное место на рынке ценных бу­маг. В экономически развитых странах виды их достаточно разно­образны, однако в структуре общего объема выпуска государствен­ных долговых ценных бумаг преобладают облигации.

Облигации — это долговое обязательство, подтверждающее от­ношение займа между инвестором и эмитентом, при этом эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату определен­ной суммы по истечении установленного срока и ежегодного дохо­да в виде фиксированного или плавающего процента.

Покупатель облигации называется кредитором по той причи­не, что эмиссия облигаций по своей сути является формой заимство­вания денежных средств. Вместе с тем, если облигации выпускаются на достаточно длительный срок (в развитых странах), то их можно рассматривать как особую форму инвестиций, а покупателя обли­гации — как инвестора, хотя по экономической природе он — кредитор. Приобретая государственные ценные бумаги, их владелецпредоставляет ссуду государству на условиях срочности, возврат­ности и платности.

Государственные ценные бумаги являются наиболее надежны­ми и ликвидными, поскольку они обеспечены финансовыми и ины­ми ресурсами государства. Неслучайно в развитых странах по сте­пени надежности облигации ранжируются в следующем порядке: облигации центрального правительства и облигации, гарантирован­ные им, муниципальные облигации и облигации акционерных об­ществ.

По сроку действия облигации делятся на краткосрочные —от нескольких недель до года, среднесрочные — от 1 года до 5 лет, дол­госрочные — от 5 до 30 лет, а также бессрочные. или рентные.Они отличаются тем, что они не содержат срока погашения и их владелец получает проценты до тех пор, пока держит эти облигации.

Следует отметить, что временной период, лежащий в основе перечисленных групп, не носит абсолютный характер. К примеру, к среднесрочным относят облигации со сроком жизни от 2 до 10 лет, к долгосрочным — от 10 до 30 лет.

Выплата дохода по облигациям производится в виде процента или купона. Уровень процентной ставки по государственным цен­ным бумагам обычно ниже, чем по другим выпускаемым бумагам. Это связано с высокой надежностью государственных долговых обязательств. С точки зрения выплаты дохода и возврата предостав­ленной в кредит суммы.

В Украине облигации от лица государства выпускаются министерством финансов, которое выступает гарантом их своевременного погашения. Объемы выпуска облигаций внутреннего государственного займа устанавливаются постановлением Кабинета министров (соответственно Закону Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже”). Генеральным агентом по обслуживанию выпуска и погашению ОВДП, согласно действующему украинскому законодательству, выступает Национальный банк Украины. Средства от размещения государственных облигаций зачисляются в государственный бюджет. Таким образом, государственные облигации выпускаются с целью финансирования общегосударственных (бюджетных) потребностей

Что касается погашения государственных облигаций, то они могут погашаться на таких условиях:

- уплаты номинальной стоимости облигаций при выпуске дисконтных облигаций;

- уплаты процента (фиксированного или плавающего) при выпуске процентных облигаций;

- конверсионных выплат для конвертируемых облигаций;

В отличие от государственных, облигации предприятий или учреждений могут выпускаться еще и на условиях уплаты дохода в натуральной форме при выпуске беспроцентных облигаций.

Сегодня в обращении на внутреннем рынке находятся три основных вида государственных облигаций Украины:

•   конверсионные облигации внутреннего государственного займа (КОВГЗ) с погашением в 2001—2004 годах рн. Весь выпуск разбит на равные транши, которые будут погашаться раз в полгода. По облигациям начисляются проценты раз в полгода на уровне доходности 3-месячных государственных облигаций или учетной ставки НБУ (около 19—20% годовых);

•   процентные ОВГЗ (ПОВГЗ)-с погашением в 2002—2010 годах. Весь выпуск разбит на равные транши, которые будут погашаться ежемесячно. НБУ пока что предлагает самые краткосрочные бумаги с погашением в следующем году. Напомним, что их доходность на этот год установлена на уровне 17% годовых, а в дальнейшем она будет равняться уровню инфляции плюс 3%. Проценты по ПОВГЗ выплачиваются в конце каждого месяца;

•   старые ОВГЗ и новые краткосрочные государственные облигации (КГО), размещаемые Минфином с начала февраля текущего года. Это дисконтные облигации, поэтому их доходность рассчитывается исключительно исходя из соотношения цены покупки, номинала (соответственно 100 грн для ОВГЗ и 1000 грн для КГО) и срока погашения.

Казначейские векселя. Это основной вид краткосрочных обязательств в развитых странах. Они выпускаются обычно на срок 3,6 и 12 месяцев (в США, например, они выпускаются на срок от нескольких недель до года).

Первичное размещение новых выпусков казначейских вексе­лей происходит на регулярно проводимых аукционах уполномоченными банками. Реализуются они по цене ниже номинала, а погашаются по полной нарицательной стоимости.

Практически большинство инвесторов приобретают казначей­ские векселя странах с развитой экономикой на активно действу­ющем первичном рынке ценных бумаг. Данный вид долговых обязательств имеет огромные объемы и очень высокую надёжность, в связи с чем они служат ориентиром на денежном рынке.

Эмиссия и погашение казначейских векселей осуществляются центральными банками по поручению казначейства, т. е. министерства финансов.         

Казначейские ноты. Это рыночные государственные ценные бумаги, один из видов среднесрочных государственных обязательств. Выпускаются министерством финансов или специальными государственными финансо­выми органами.

Муниципальные облигации.Эти ценные бумаги тесно примыкают к государственным долговым обязательствам; выпускаются местными органами власти (штаты, округ, город). Наиболее типичными являются два вида муниципальных облигаций: облигации общего долга и доходные облигации.

Выпуск облигаций общего долга означает, что выплата процен­тов по ним и их погашение обеспечиваются сбором местных нало­гов. Эмиссия подобных облигаций предназначена для финансиро­вания строительства муниципальных больниц, школ. Поскольку расширение налогов в муниципалитетах проблематично, облигации общего долга менее привлекательны для инвесторов, чем доходные облигации. Выплата процентов по доходным облигациям и их пога­шение осуществляются за счет доходов от платных строений, учреж­дений и иных сооружений, создаваемых местными органами власти за счет средств, полученных от эмиссии муниципальных ценных бу­маг.

Выпускаются и так называемые гибридные мунципальные облигации, выплата процентов по которым и погашение производятся за счет указанных выше источников: налогов и доходов от построен-ных платных объектов (эстакад, мостов, жилых домов, гаражей и др.)

Сберегательные облигации относятся к разряду нерыночных государственных ценных бумаг, так как не подлежат купле-прода­же. Эмитентами этих долговых обязательств выступают правитель­ство или местные органы власти. Облигации регистрируются на дер­жателя (покупателя). По сути они являются формой сбережений граждан. Возмещение по сберегательным облигациям производит­ся покупателю. Они высоколиквидны, погашаются по номиналу по требованию владельца.

Специальные выпуски облигаций .Для снижения бюджетного дефицита и привлечения сбережений населения для финансирования и рефинансирования государственного долга многие страны Запада прибегают к выпуску «специальных займов», предназначенных к размещению в страхо­вых и пенсионных фондах, а также правительственных учреждениях. Облигации таких выпусков не продаются, их нельзя передавать другим лицам, но они могут быть предъявлены к оплате через определенное время (обычно год) со дня их выпуска.

 

 

1.2 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ВЫПУСКА И РАЗМЕЩЕНИЯ

 

 

В экономически развитых странах государственные ценные бумаги играют значительную роль в финансировании государственных расходов, поддержании ликвидности банковской системы, развитии экономики в целом.

Затраты госбюджета, превышающие доходы, можно финанси­ровать и за счет кредита, взятого государством у центрального или коммерческих банков. Однако, как показала мировая практика, кредиты на эти цели используются редко, поскольку требуют от го­сударства больших затрат на оплату высоких процентов, превыша­ющих расходы на эмиссию ценных бумаг. Кроме того, сами банки заинтересованы выдавать краткосрочные кредиты под более высокие проценты. Эмиссия денег для покрытия затрат государственно­го бюджета также нежелательна, поскольку это приводит к расстрой­ству денежного обращения и инфляции.

Таким образом, наиболее приемлемым вариантом финансиро­вания расходов государственного бюджета является выпуск госу­дарственных ценных бумаг. Традиционно с их помощью решаются следующие задачи.

Финансирование текущего дефицита бюджета. Такая необходимость возникает в связи с возможными разрывами между государственными доходами и расходами: поступления в бюджет обычно приходятся на определенные даты, а расходы распределяются более равномерно.                                        

 Погашение ранее размещенных займов. Потребность в эмиссии государственных ценных бумаг для данной цели возникает и при  бездефицитности государственного бюджета.

Сглаживание колебаний при поступлении налоговых платежей в бюджет (устранение кассовой несбалансированности бюджета).

Обеспечение коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов ликвидными и высоколиквидными резервными активами. В ряде стран для этой цели использовались краткосрочные государственные ценные бумаги. Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента.

Финансирование собственных программ местных органов и капиталоемких проектов, а также привлечение средств во внебюджетные фонды.

Государственные ценные бумаги, выпускаемые центральным       правительством и местными органами власти с целью мобилизации денежных ресурсов, бывают двух типов: рыночные ценные бумаги и нерыночные государственные долговые обязательства.

Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам после их первичного размещения. К ним относятся: казначейские векселя, различные среднесрочные облигации (ноты) и долгосрочные государственные долговые обя­зательства.                          

Нерыночные государственные долговые обязательства предназ­начены для размещения главным образом среди населения. Они не могут свободно переходить от одного владельца к другому. Эти цен­ные бумаги являются особенно эффективными в условиях развития рынка ценных бумаг.

     Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществляется с помощью посредников. Среди последних гглавенствующее положение занимают центральные банки, которые не только организуют работу по размещению новых займов, но и в ряде случаев сами приобретают крупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выполняют министерства финансов, а в большинстве стран с развитой экономикой в качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг могут выступать коммерческие и инвестиционные банки, банкирские дома. Вместе с тем в ряде государств существуют запреты на участие в качестве посредников коммерческих банков.

Основными способами размещения государственных ценных бумаг являются: аукционы, открытая продажа, индивидуальное размещение.

Аукционная форма первичного размещения ценных бумаг характерна для большинства стран с развитой экономикой. Подобным путем реализуются краткосрочные долговые обязательства, а в отдельных государствах — среднесрочные и долгосрочные.

Потенциальные покупатели заранее подают заявки устроителям аукциона с указанием объема ценных бумаг, которые они хотели бы приобрести с учетом содержащейся в заявке цены. При этом участие в аукционе может быть на конкурентной и неконкурентной основе.

Открытая продажа государственных ценных бумаг производится с помощью посредников (агентов), которыми могут выступать центральный банк или иные кредитно-финансовые институты (в основном инвестиционные банки). Эта процедура продолжается в течение длительного периода (от нескольких недель до нескольких месяцев), условия продажи публикуются заранее.

При индивидуальном размещении министерство финансов по поручению правительства ведет переговоры с крупными инвесторами о получении кредита под выпуск долговых обязательств. Оговариваются условия получения кредита (объем выпуска, процентная ставка и пр.).

Эмитентами государственных ценных бумаг могут быть не только центральные, но и местные органы власти (муниципальные долговые обязательства).

Рыночные государственные ценные бумаги считаются наибо­лее надежными и ликвидными, поэтому активно продаются на вто­ричном рынке.

Разделы
Сервисы
Zaochnik.com.ua - сайт для студентов

Zaochnik.com.ua - бесплатная база рефератов, контрольных, курсовых и лабораторных работ. Учебная литература и

Copyright © 2008 - 2021 All Rights Reserved. Копирование материалов сайта разрешено с указанием обратной ссылки на сайт.
0.0212 / 25.09.21 /  unknown. 1. unknown. 0. unknown