Основные философские концепции исторического процесса

Люди издавна пытались разобраться в сложном историческом процессе. Куда история направлена и есть ли это направление? Каковы этапы истории? В чем заключаются законы ее развития? Эти и другие вопросы человечество разрешает до сих пор. В разные времена на них давались разные ответы. Наличие различных мировоззренческих позиций обусловило наличие различных концепций (от лат. "conceptio" - понимание, система, определенный способ понимания) мирового исторического процесса.

Наиболее ранней является христианская интерпретация (с IV-V вв. до середины XVIII в.). Основная ее проблема - вопрос о смысле и содержании человеческой земной истории. С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в познании конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Содержанием исторического процесса является освобождение человека, превращение его в сознательного исторического деятеля.

С началом нового времени христианская концепция была подвергнута критическому переосмыслению. Появилась Рационалистическая (всемирно-историческая концепция истории), нашедшая философско-теоретическое обоснование и систематизацию в философии истории Гегеля и историческом материализма К. Маркса.

Основной проблемой этой концепции является взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе. Для обоих мыслителей характерен тезис о том, что важнейшим общественным институтом является государство: как наличное бытие нравственной идеи (Гегель) или как политико-юридическая надстройка над экономическим базисом (Маркс). Гегелевскому идеализму в объяснении исторического развития Маркс противопоставил материализм. Конкретизацией и дальнейшем развитием марксистского понимания истории стала концепция общественно-экономической формации (формационный подход к анализу истории)

Рационалистическая (всемирно-историческая) интерпретация истории имела огромное научное значение для понимания исторического развития. Но присущий ей европоцентризм затруднял в определенной степени отражение многомерности, многовариантности, многообразия исторического процесса и это обусловило появление альтернативных концепций исторического развития. Так появилась культурно-историческая интерпретация истории(цивилизованный подход).

Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является "цивилизация". Существует более ста определений "цивилизации". Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу огромное значение имеет понимание "цивилизации" как целостной общественной системы, все составные которой тесно взаимосвязаны, несут на себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Сама же система имеет внутренний (самостоятельный) механизм функционирования.

Разделы
Сервисы
Zaochnik.com.ua - сайт для студентов

Zaochnik.com.ua - бесплатная база рефератов, контрольных, курсовых и лабораторных работ. Учебная литература и

Copyright © 2008 - 2021 All Rights Reserved. Копирование материалов сайта разрешено с указанием обратной ссылки на сайт.
0.0165 / 26.04.24 /  unknown. 1. unknown. 0. unknown