Научное познание и его характеристики. Уровни научного познания

Сущность научного познания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий. Научное познание стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предпола¬гает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

Основная задача научного знания – обнаружение объективных зако¬нов действительности – природных, социальных (обще¬ственных), законов самого познания, мышления и др. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеет¬ся, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания – объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случа¬ях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предме¬та.

Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закреп¬ленных в языке — естественном или – что более характер¬но – искусственном (математическая символика, химиче¬ские формулы и т.п.). Научному познанию присущи строгая доказатель¬ность, обоснованность полученных результатов, достовер¬ность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.. Одни общенаучные методы применяются толь¬ко на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, изме¬рение), другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чув¬ственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или соци¬альными объектами.

Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Теоретический уровень познания направлен на формирование те¬оретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и не¬обходимости, т.е. действуют везде и всегда. Результатами теоретического по¬знания становятся гипотезы, теории, законы.

Разделы
Сервисы
Zaochnik.com.ua - сайт для студентов

Zaochnik.com.ua - бесплатная база рефератов, контрольных, курсовых и лабораторных работ. Учебная литература и

Copyright © 2008 - 2021 All Rights Reserved. Копирование материалов сайта разрешено с указанием обратной ссылки на сайт.
0.0169 / 24.04.24 /  unknown. 1. unknown. 0. unknown