Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) Подвёл итог предшествующему ему развитию философской мысли в виде дифференцированной системы знания. В качестве определяющих наук является философия и логика. Философия, в свою очередь, исходя их целевого принципа, делится на теоретическую, практическую и творческую.
Теоретическая - это знание ради знания, для удовлетворения природного любопытства человека. Практическая – это знание ради деятельности для успешного руководства поведением человека. Творческая – знание ради созидания прекрасного для общественного блага.
Исходя из предметного принципа, происходит дальнейшее деление:
Теоретическая философия - начало бытия делится на первую философию, физику и математику.
Практическая философия делится на 3 части: политика, экономика, этика.
Творческая философия по предмету делится на: риторику, поэтику изобразительное искусство.
Наибольшей ценностью в теоретической философии обладает первая философия или метафизика, цель которой – выявление сверхчувственных, неизменных и вечных начал бытия. Таких начал 4:
- форма, или «что»;
- материя, или «из чего»;
- движение, или «творящее начало»;
- цель, или «ради чего».
Другими словами, форма определяет внешний облик и внутреннюю структуру предмета. Материя – его содержание. Движение обеспечивает взаимодействие формы и материи, а цель определяет то, во что выльется это взаимодействие.
Для того чтобы показать, что отношения материи и формы не статичны, он вводит понятия возможность и действительность. Носителем возможности является материя. Оформляясь, она переходит в действительность - диалектика материи формы.
Философия Аристотель рассматривает 2 вида познания:- диалектика, - логика
Предметом диалектики является борьба мнений с целью выявления более достоверного; однако, даже проверенные всеми средствами мнения, не становятся безусловно достоверными и дают лишь вероятностное знание. Достоверное знание получается в результате второго вида познания - логического, которое делится на теорию определений и теорию доказательств. В первой даётся определение того или иного свойства в качестве сущностного.
Как и все предшествующие философы, Аристотель считает внешним благом человека достижение счастья. Однако, он далёк от культа самодостаточности добродетели и идеала абсолютной внутренней свободы. На пути к счастью необходимы, хотя и недостаточны, внешние блага: здоровье, богатство, общественное положение и т.д. Однако, наивысшее благо – удовольствие, вытекающее из самой разумной деятельности. Отсюда – благо человека лежит не по ту сторону чувственного мира, а есть приобретённые качества души, состоящие в субъективной середине между двумя видами зла: избытком и недостатком.